НОВЫЙ ХАБАРОВСК
Прорывы в России принято совершать на круглые даты, юбилеи, основательно подготовившись к грядущим празднествам. Вот только спорт, как правило, сложнее и непредсказуемее, чем о нём думают чиновники и политики. Хабаровску до исторических дат ещё жить и жить, однако именно 2011 год стал для хоккейного Хабаровска переломным. Прошедший сезон подарил нам новый «Амур» – с финскими предводителем, чешской парочкой бомбардиров и новой порослью молодых «тигров».
Каким бы обновлённым ни предстал «Амур» в канун четвёртого сезона КХЛ, эту команду по-прежнему отличали хорошо знакомые нам черты. 7100 зрителей по-прежнему до краёв наполняли «Платинум-Арену», а перелёты на Дальний Восток не стали более приятным времяпрепровождением для соперников. Зато этот чемпионат стал первым, когда календарь во многом верстался под «Амур». Ключевым изменением стало введение спаренных матчей с соперниками по дивизиону, что значительно сократило количество часов, которые хабаровчане провели в воздухе.
Летом 2011 года в Хабаровске устроили привычную перестройку. Традиционно состав «Амура» не отличается стабильностью, но минувшее межсезонье стало первым, когда самой восточной команде КХЛ удалось совершить качественный скачок. На место канадского вратаря Дэни пригласили хорошо знакомого российским болельщикам чемпиона мира-2002 Лашака, в тройку к Никулину и Копейкину был приобретён Александров, а из «Авангарда» выписан крепкий защитник Мухачёв. Но ключевым стало пришествие на берег Тихого океана троицы легионеров – финского защитника Мяэнпяя и двух чешских форвардов — Враны и Петружалека.
Немногие сейчас вспомнят, что приглашение Петружалека и Ко оставалось в тени трансфера Мартина Ружички — чемпиона Чехии и лучшего игрока экстралиги. Однако, получив травму на предсезонке, Ружичка выбыл из строя почти на три месяца, дебютировал за «Амур» в начале ноября, но так и не нашёл себя в новой команде. По окончании сезона можно говорить без колебаний: Мартин Ружичка стал одним из главных разочарований минувшего чемпионата.
Забыть о Ружичке постояльцам «Платинум-Арены» помοгла та самая финсκо-чешсκая троица. Король синей линии с непривычнοй руссκому уху фамилией Мяэнпяя и чешсκая связκа в первοм звене стали движущей силοй команды, которая сенсационно захватила лидерствο вο всём чемпионате. «Амур», несмοтря на поражение от «Сибири» в первοм матче сезона, долгοе время шёл на первοм месте, опровергая прогнозы сκептиков, предреκавших хабаровчанам сκорый провал. На троих новοявленные лидеры «Амура» забросили 55 шайб, а это без малοгο треть (!) всех шайб, заброшенных дальневοсточниκами в «регулярке». Неудивительно, что Петружалек, Врана и Мяэнпяя регулярно мельκали в бοмбардирсκих топах, а Микко и вοвсе финишировал вторым по результативности защитником. Кто бы мοг подумать ещё гοд назад, что сразу три игроκа хабаровсκогο «Амура» попадут в топ-30 лучших бοмбардиров КХЛ?
ФИНСКИЙ ВОЖАК
Руководство «Амура» осознало, что единственный способ хоть как-то конкурировать с толстосумами – это выжимать максимум из пяти легионерских позиций. Но иностранная бригада хабаровской команды, скорее всего, осталась бы набором качественных игроков, если бы не Ханну Йортикка. Член зала славы финского хоккея, шестикратный чемпион Финляндии и шестикратный обладатель же приза «тренер года» достаточно неожиданно оказался на восточном форпосте Континентальной Хоккейной Лиги.
В Хабаровске разорвали порочный круг временщиков, поставив всё на первого в истории команды тренера-иностранца. Емелин, Блинов, Качалов, Светлов и снова Блинов… За время выступления в КХЛ наставники у «Амура» менялись, словно времена года. Если бы даже столь опытный и маститый специалист не принёс результата, руки у руководителей клуба могли опуститься сами собой. Все успехи Йортикки связаны с СМ-лигой, тогда как за рубежом у Ханну не сложилось, но это не смутило боссов хабаровского клуба – во многом сработала мода на финских тренеров, которая буквально накрыла наш хоккей.
Йортикка изменил в «Амуре» всё – от деталей до философии клуба. На Дальнем Востоке, будто отбеливателем, вывели сложившийся годами синдром неудачников. Железный кулак Ханну чувствовался даже на расстоянии, а из стана «Амура» вдруг перестали доноситься ставшие привычными жалобы на бесконечные и утомительные перелёты. Опытнейший финн не желал ссылаться на обстоятельства, пытаясь искать причины поражений в себе и своих игроках. Йортикка, предпочитающий в одежде яркие, порой даже кислотные цвета, в общении с игроками был строг, но, как правило, справедлив.
Ярчайшей характеристикοй для Йортикκи сталο сравнение с Раймο Сумманеном. Новый главный тренер «Амура» прославился не только титулами, но и жёстκим нравοм и не всегда адекватным поведением. После увοльнения Сумманена он должен был сменить свοегο мοлοдогο коллегу в роли одногο из самых ненавистных тренеров лиги. Осοбенно у Йортикκи не слοжились отношения с Виктором Александровым, который поκинул команду по ходу сезона.
«До переезда в Хабаровск я таких людей, как Йортикка, не встречал. Когда он начинал ругаться, то самым мягким выражением были “Микки Маусы” в адрес своей команды. Иногда казалось, что мы в “Диснейленде”, а не в хоккейной команде», — делился историей взаимоотношений с тренером Александров.
Впрочем, не спешите принимать сторону игрока. «Амур» стал 12-й командой Александрова, да и в Новосибирске, куда нападающий отправился после работы с финном-диктатором, он надолго не задержался. О чём-то такое непостоянство да говорит. За Йортикку же говорят его результаты – лучший сезон «Амура» в истории и первое за время выступления в КХЛ, попадание плей-офф. Дальневосточники не просто регулярно набирали очки, а показывали современный и достаточно редкий для нашей лиги хоккей. Как однажды охарактеризовал принципы, по которым строит свои атаки «Амур» Йортикки, хоккейный эксперт Александр Хаванов, хабаровчане начинают свою атаку с броска, а не заканчивают им. Наглядно это демонстрирует и статистика – по количеству бросков «Амур» оказался третьим в лиге. Подопечные Йортикки отличались нацеленностью на ворота и старались играть в вертикальный и агрессивный хоккей.
Помимо кубковой весны, которую 55-летний финн подарил Хабаровску, под его руководством заметного прогресса добилась целая группа игроков. При Йортикке лучший сезон в карьере провёл местный воспитанник Мурыгин, который ни в чём не уступал Лашаку – как по статистике, так и по части тренерского доверия. Как результат – приглашение Мурыгина во вторую сборную России и третье место по проценту отражённых бросков среди всех вратарей КХЛ.
Приятное впечатление оставила игра Сергея Плотникова, который в 21 год наколотил 13 шайб и стал четвёртым снайпером «Амура». Но даже помешанный на дисциплине Йортикка, поработавший с парнем целый сезон, не смог выбить из Плотникова его главный порок – склонность к необязательным удалениям. Молодой форвард насобирал за регулярный сезон 70 минут штрафа (ни разу не удалившись до конца матча), а однажды выдал отрезок из девяти матчей, на протяжении которого ни разу не ушёл со льда без удаления. Дмитрий Лугин, ещё один вчерашний юниор, уступил Плотникову по результативности, но на итоговом вечере КХЛ удостоился приза лучшему новичку КХЛ.
НЕ ВСЁ СРАЗУ