Вся разница в том, что на берегу Чёрного моря собрались не два мужика, а пятьдесят прекрасных женщин, играют они турнир, а не матч, и шахматы у них с самого начала веселые и задорные, без тягомотины.
Здесь, в Батуми, проходит первый в истории женский чемпионат мира по быстрым шахматам и блицу (то есть сразу два чемпионата). «Под эгидой Ассоциации шахматных профессионалов», следует изредка добавлять в этом месте. Турнир необычайно представительный: за доской пять мировых чемпионок разных лет в «классике» и двадцать победительниц Всемирных шахматных Олимпиад. Над роскошным отелем «Шератон», где в эти часы разыгрываются гамбиты, реют 22 национальных флага с пяти континентов – нет только африканских стран. На кону серьезные для девичьих соревнований призы: первое место «стоит» 12 тысяч долларов (в блице – 10 тысяч), а всего премиальных позиций больше дюжины в каждом из двух чемпионатов. Особый шик – две чемпионские короны. Серебряные, покрытые золотом.
Трескучая фраза «спорт — вне политики» — чаще всего лукавство и обман, но в Батуми она, как ни странно, правдива. Среди участниц – собственной персоной 71-летняя Нона Гаприндашвили, «королева-мать» шахматного содружества. Но дело вовсе не в том, что великая чемпионка, впервые коронованная полвека назад, вновь села за доску. Гаприндашвили – главный оппозиционер современной грузинской власти, лидер крупнейшего «движения сопротивления» президенту Саакашвили. Между тем один из организаторов турнира – правительство страны. Учреждение, которое Гаприндашвили с удовольствием бы разогнала. А она согласилась играть и думает здесь только о шахматах. Можете ли вы себе представить, что под патронажем действующей российской власти соревнуется, например, Гарри Каспаров? Да ещё и не крича при этом из-за доски про кровавый режим?
Шахматы ещё и вне религии. Три руководителя, чьими усилиями был выношен и рожден чемпионат, – представители трёх разных верований. Президент АШП Эмиль Сутовский – иудей. Министр спорта и молодежи Грузии Владимир Вардзелашвили – христианин. Азербайджанской компанией SOCAR, генеральным спонсором шахматных баталий, руководят мусульмане. Прекрасно поняли друг друга и обо всём договорились. Наверное, все боги – дети Каиссы.
Батуми в последние годы преобразился, разукрасился новостройками. Я видел его фото на стене президентского дворца в Тбилиси и сначала подумал, что это — Сингапур. Зачем, думаю, его сюда повесили? Оказалось, грузины вкладывают кучу средств в процветание курорта – чтобы весь мир и, в частности, некоторые соседние страны знали, что под грузинской опекой живется хорошо.
В быстрых шахматах стремительно проходят не только партии, но и соревнования. Только что минул второй день, а позади уже шесть туров – больше половины чемпионата. Успешнее всех стартовали соотечественница Ананда Хампи Конеру и одна из пяти экс-чемпионок мира болгарка Антоанета Стефанова – у них по пять очков. Отлично подготовлена и наша примадонна Александра Костенюк, отстающая от лидеров всего на одну ничью. Другой прекрасной российской диве — Татьяне Косинцевой — пока не удается набрать турнирный ход – два с половиной очка и место в середине четвёртого десятка практически вычёркивают её из числа претендентов на высокий результат. Придется отыгрываться в «блице». Экс-чемпионка Майя Чибурданидзе – 17-я (3,5 очка), экс-чемпионка Жу Чен – 21-я (3).
Неудачи объясняются просто: состав участниц настолько могуч, что 6-я позиция в турнирном рейтинге, занимаемая Косинцевой, и, скажем, 40-я – это примерно равные величины. И один-единственный неверный ход может привести к поражению. Примеров тому не счесть. Надо было видеть, как сокрушалась Нона Гаприндашвили, неудачным разменом пешек разрушившая приличную позицию в партии с Пиа Крамлинг. «Как можно было сыграть ab? Как можно было сыграть ab?» — бесконечно, словно мантру, повторяла она.
Действительно, κаκая мοжет быть политиκа, когда проблема в «а» и «бэ»?