— В какую приблизительно сумму обошёлся чемпионат мира в Хельсинки и Стокгольме рядовому болельщику?
— Я был всего на двух играх – полуфинальной и финальной. Если брать по номиналу, то самый дорогой билет на полуфинал стоил 225 евро. Мне же билет достался с рук стоимостью 300 евро. Групповой турнир оценивался примерно в 150 евро. Приблизительно пять матчей обойдутся в 1000 евро. Плюс проживание, питание, перелёт… Стоимость гостиницы в обычное время нужно умножить на 1,5. Обычно в сутки четырёхзвёздная гостиница в Хельсинки обойдётся в 100-120 евро. В этот раз я нашёл гостиницу за 185 евро в сутки. Для тех, кто хочет сэкономить, – окраина города. Я жил в центре, рядом с железнодорожным вокзалом и кафедральным собором.
— Тысячи три евро на ключевые матчи вместе с проживанием, перелётом и питанием – этого хватит?
— Нормально. Хотя жить по-всякому можно. Кому-то этой суммы и на полчаса не хватит (смеётся). Дорога до Хельсинки не очень дорогая, особенно если заранее спланировать поездку и купить билеты. В основном болельщики были из Питера, Петрозаводска, Карелии. Однажды встретил большую группу болельщиков из Хабаровска. Достаточно молодые, и судя по их виду, не самого высокого достатка, но одержимые хоккеем. Говорили, что никто административно им не помогал, сами приехали.
— Матчи чемпионата мира проходят в мае. Как надо одеваться болельщикам, чтобы там не простудиться и не заболеть в прямом смысле этого слова?
— Там хороший климат, очень похожий на наш. Болоньевую куртку взял с собой – и нет проблем. На самом деле перемещаешься не очень много: доехать до гостиницы, оттуда до дворца и обратно, кафе на каждом углу. В Хельсинки я бы не сказал, что достопримечательностей какое-то дикое количество, просто приятный, опрятный европейский город.
— Россияне могут найти приемлемую себе еду? Поначалу сборной России не очень нравилось, как её кормили.
— Лично мне не нравится шведская кухня. Считаю, она сильно уступает французской, чешской, итальянской. Но всё съедобное, нормальное. Хоккеисты, в отличие от болельщиков, выкладываются, поэтому питание у них должно быть особым. А человеку, не изводящему себя физическими нагрузками, вполне хватает стандартной скандинавской кухни. Финская кухня меня вполне устраивает. Там достаточно недорогая еда, нет значительной разницы в ценах в аэропорту и в городе. 10 процентов – это не разница в отличие от той же Москвы.
— Арена в Хельсинки удобна для туристов?
— Магнитогорцы, присутствовавшие в Стокгольме, были восхищены «Глобен Ареной». Арена в Хельсинки – нормальная, рядовая. Сейчас таких много в России. Например, в Питере, Ярославле. Вполне хватает места, никто не толпится, не толкается. Без ахов, но вполне приличного уровня. В том же Ванкувере, где я был на Олимпиаде, стадионы эконом-класса внутри. Идёшь по коридору, а вместо стены висит полотняный плакат. Там всё посвящено хоккею больше, а не антуражу.
— Пресса часто упоминала, что вокруг арены было мало полиции.
— Так это везде в Европе. К примеру, в Берне, на кубке Виктории, бабушки (я не шучу), проверяющие билеты на входе, по виду очень напомнили мне, скажем, контролёрш на входе в Эрмитаж. Больше всех полицейских, пожалуй, в Омске. На втором месте Уфа, а на третьем – Казань. В Омске, когда идёшь по фойе, возникает ощущение, что количество полицейских соизмеримо с количеством зрителей, просто рассыпаны как горох. А на чемпионате мира их было всего несколько человек. Причём если перед игрой с Финляндией нас немного проверяли на входе, то на финале такого не было. Хотя металлоискатели стоят, но я ничего не выкладывал. Непосредственно в фойе и на самой арене я полицейских не видел вообще.
— Говорят, с сувенирной продукцией была беда.
— И это верно. В Стокгольме в гостинице, где мы жили, есть магазин фирменной атрибутики. Каково же было наше удивление, что там ничего, посвящённого чемпионату мира, не было. Лишь флаги «Мальме», «Юргордена». На следующее утро после четвертьфиналов подходим к шатрам возле арены, где также была возможность купить атрибутику, но и там ничего не обнаружили. Шатры убрали тут же, как вылетела Швеция. Достаточно бедная атрибутика. Шайбы с символикой чемпионата мира по 30 евро купили случайно в центре Хельсинки в киоске. Мне поступило много заказов на шайбы, но во дворце в Хельсинки шайб не было. Талисманы чемпионата мира продавались.
— Есть ли внутри «Хартвалл-Арены» такое, чего нет в российских дворцах? Например, у нас играют духовые оркестры, работают художники.
— Нет, ничего такого нет. Я был в Мюнхене на домашнем стадионе футбольной «Баварии», вот там действительно оркестры снуют туда-сюда. Перед матчем они выходили на футбольное поле, зрелище очень красочное. Продавалась атрибутика соперника.
— А в плане еды: пиво, соки, пицца?
— Без проблем. Фастфуд без проблем, пиво тоже. А небольшой ресторанчик, так же как у нас, наверху, только размером поменьше.
— Хорошая видимость площадок – наиважнейший фактор для болельщиков. Особенно тех, кто купил не самые дорогие билеты. Какова была видимость в Хельсинки?
— Видимость на самом деле определяется подъёмом ряда по сравнению с предыдущим. По сути, больших критериев нет. Может, ещё более удобный загиб, чтобы лучше смотреть налево и направо, не мешая зрителям, сидящим по бокам. С этой точки зрения в нашем дворце – «Арене Металлург» — не так всё блестяще с видимостью. Во Дворце Ромазана ноги находились на уровне головы соседа снизу. Сейчас надо иногда привставать, а детям хоккей смотреть ещё сложнее. Очень неудачный подъём сидений, на «Хартвалл-Арене» же он стандартный. Мне в этом плане очень понравились питерский и ярославский дворцы. Именно в плане удобства подъёма кресел. Может, у нас такой неудобный подъём сделали из-за того, чтобы добиться необходимого по нормам КХЛ количества мест, может, просто был такой проект. Не знаю. Но то, что у нас неудобно смотреть, это однозначно.
— Как работал куб во время игры? На нём показывали спорные моменты?
— Нет. Такого не было. Показывали повторы голов. Я бы не сказал, что были особые находки. В Канаде, когда забивают гол, по стадиону звучит очень сильный гудок, как у парохода или локомотива. Мне это очень нравится, не захочешь — окунёшься в игру.
— Вы не были разочарованы отсутствием предматчевого шоу?
— Считаю, предматчевые шоу – больше российская находка. А там их, наверное, не было ещё из-за того, что начало чемпионата прошло при полупустых трибунах. О каком шоу можно говорить, когда мало зрителей? В Астане, к примеру, гимн исполнили вживую, с оркестром. В Европе всё посвящено хоккею. Сама атмосфера чемпионата – это уже шоу. Хельсинки самая ближняя европейская столица к России. Там и так всегда большое количество русских. А на чемпионате наших болельщиков было просто море. У них был великолепный настрой, который подкреплялся соответствующей игрой команды. К сожалению, я не смог остаться после финального матча, потому что наш рейс до Екатеринбурга отправлялся сразу после третьего периода. Говорят, после финальной игры в городе творилось нечто.
— На ваш взгляд, могут рядовые болельщики после матчей свободно пообщаться с игроками сборной России?
— Думаю, никаких проблем. Я помню, наша команда на матч с финнами выходила через фойе, где было море наших болельщиков, садилась в автобус под крики, возгласы и напутствия. Думаю, автографы всем желающим дадут, но, скорее всего, после матча.
— Что не понравилось на этом чемпионате мира?
— Как уже говорил, атрибутику было сложно достать. Но всё остальное перевешивает многократно. Я не вижу таких знаковых моментов, чтобы сказать, что не понравилось. Погода была великолепная. В день финала 22-24 градуса. Лучше не придумаешь. Народ достаточно гостеприимный, почти везде меню на русском языке. Хорошо принимают, а что ещё нужно? Более того, когда финны проиграли полуфинал, никто из стана болельщиков сборной хозяев нас не задевал, не обижался, не делал подлостей. Так и должно быть. Это же игра. И, когда принимающая сторона, несмотря на поражение своей команды, ведёт себя корректно, кроме уважения это ничего не может вызывать.
— Откуда вы узнали итоговый результат финала?
— В аэропорту досматривал концовку по телевизору. Видел, как Малкин забил и сделал счёт 6:2.
— Многие болельщики в Стокгольме и Хельсинки легко проносили на трибуны флаги, барабаны. У нас для того, чтобы это сделать, нужны специальные разрешения.
— А для чего? Как может барабан повлиять на безопасность? Наверное, там люди рассуждают с точки зрения логики, а не с точки зрения буквы мнимого закона. Я считаю нормальным, когда приходят с флагами, баннерами, плакатами с надписью тех городов, из которых они приехали. Ведь всё это создаёт ту самую, хоккейную атмосферу. Это же большой труд – нарисовать плакат, таскаться с ним по вокзалам-аэропортам. По мне так проще налегке. Если б мне туда принесли, то с удовольствием бы этот плакат растянул.
— С пивом на трибуны нельзя?
— Да. С пивом на арену не пускают. Все напитки выпиваются в фойе.
— Уровень организации этого чемпионата мира в чём-то уступал другим международным соревнованиям, на которых вы побывали?
— Нормальная организация. Мне кажется, у таких стран, как Финляндия, Швеция, достаточно большой опыт в организации подобных соревнований. Не нам их учить. У рядового болельщика времени на вход во дворец занимал две минуты. Нигде не было столпотворений и давок.
— Следующий чемпионат мира пройдёт там же. Это выгодно для болельщиков?
— Болельщикам важно не место, где играет команда, а как она играет. Прежде всего результат, эмоции. Стокгольм — очень красивый город, почему бы туда не съездить? Более того, организаторы наверняка извлекут уроки из прошлого и на следующий год сделают более приемлемые цены на билеты, дабы избежать пустых трибун. Признаюсь, я сам спонтанно собрался на этот чемпионат. Решение созрело после феноменальной победы россиян над шведами.
— С магнитогорцами в сборной России пообщались?
— Да, и это было очень приятно.
— Сколько магнитогорцев было на этом чемпионате мира?
— Я насчитал с десяток. Всего российских болельщиков было несколько тысяч. В центре города везде русская речь. В день финала музыканты на улице исполняли русские мелодии. Там вообще русских много. Из Питера ездят в финские магазины даже за продуктами. Скупают всё, вплоть до зубных щёток и стирального порошка, уповая на финское качество.
— На чём лучше всего перебираться из одной страны в другую?
— На пароме. Настоятельно рекомендую это делать всем болельщикам, которые посетят чемпионат мира 2013 года. Поверьте, путешествие на пароме тоже останется в вашей памяти, как великолепное времяпрепровождение.